Это интересно: изготовления японских клинков

Технология изготовления японских клинков

"В вихре ветра столкнусь с подобным мне..." — надпись на эфесе катаны
Фудзивара Канэфуса — мастер японского меча. История поколения изготовителей мечей Fujiwara Kanefusa уходит корнями в XIII век – эры Муромати. Его дедушка, мастер в 23 поколении работал во время второй мировой войны и делал клинки для военных: как для армии, так и для флота. А так же для официальных лиц. Он выиграл многочисленные премии. Ему было присвоено 1 место в ранге национальных мастеров ковки меча на 6 выставке мечей, которая проходила в 1941 году. Его клинки были признаны как художественная ценность такими всемирно известными организациями как NBTNK и NTNK ( это Японские организации, которые занимаются деятельностью, связанной с японскими мечами : оценка клинков с исторической и художественной ценности, сохранение клинков и их убранства. Поиск и предоставление достоверной информации для коллекционеров). Оценка этих организаций имеет большое значение и является неоспоримым доказательством высокого уровня мастерства.
----------------------<cut>----------------------

                                             Немного о мастерах...


Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо (701—704 гг.).
В старые времена (период мечей кото, около 900—1596 гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. В новые времена (период мечей синто, 1596—1868 гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма).
С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка — мэи, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. Самый ранний известный датированный меч изготовлен мастером по имени Юкимаса в 1159 году. Об уважении к мастерам свидетельствует следующий факт: когда устаревшие длинные мечи-тати укорачивались (до длины катаны) за счёт обрезки хвостовика, то часто надпись с именем мастера переносилась на новый хвостовик.
Сталь

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь. Раньше процесс осуществлялся в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Песок по составу неоднороден, доля углерода в нем колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для клинка же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6 – 0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нем углерода, была разработана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с ее трудоемкостью. Особенностью железного песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.
Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.
В процессе ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.
Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности ее структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ («алмазная сталь», представляет собой слитки губчатого железа, изготавливается исключительно в плавильных печах японского типа, называемых татара, под контролем NBTHK) и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. При десятикратном сложении получаются уже 1024 слоя, при двадцатикратном – более миллиона слоев. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведет к дальнейшим потерям металла из-за угара.


Гунто времен Второй мировой войны

У заводских катан времен Второй Мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твердость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и ударновязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.
Не всякая сталь годится для изготовления меча. Оригинальный кованый меч сделан, в отличие от дешевых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путем прокатки, имеющей твердость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной как материал для катаны. Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твердости, свойственная оригиналам, достигается только путем специальной обработки металла (см. мартенсит). В процессе ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC в сочетании с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твердости (60 – 62 HRC, порой она достигает 70 HRС Роквелла на лезвии) меч долгое время сохраняет остроту. Необходимо отметить, что сочетание двух металлов в лезвии (более твёрдого) и на оболочке (более мягкого) компенсирует недостатки друг друга.
Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном продольной плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении – наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, т.е. когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа (цементит) образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не дает такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также изготавливали хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.
Ковка клинка
Однако при всем разнообразии этих способов японские кузнецы строго придерживались общего правила – у хорошего меча твердым должно быть лишь лезвие, а тело клинка обязано быть вязким. Часто они добивались этого путем изготовления разных частей клинка из особых сортов стали. Японские оружейники подразделяли металл, используемый при изготовлении клинков, на три категории — лезвийный «ха-гане», упругий обкладочный «кава-гане» и применяемый для отковки внутренней основы клинка вязкий «шин-гане».
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки. Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал).
Известно около тридцати конструкций клинков, имеющих собственные названия, и каждая имеет свои достоинства, но здесь уместно вспомнить про 1800 школ и ограничиться рассмотрением лишь наиболее характерных схем изготовления японских клинков.
Mару – самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
Кобусе – упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй Мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объемов оружия
Хонсанмаи – наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (которой также можно наносить удары) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
Шихоцумэ – конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
Макури – упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
Вариха тэтсу – простая, но очень гибкая конструкция.
Орикаэси санмаи – слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
Гомаи – немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
Сосу китаэ – одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.
Закалка клинка
Так же как и западные кузнецы средневековья, применявшие дифференцированную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча – лишь 40 единиц. В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счет быстрого охлаждения раскаленного металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объем. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.
Перед закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На лезвие наносится более тонкий слой, чем на другие участки меча. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750° – 850°С), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в теплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита (структура сплавов, возникающая при их термической обработке при быстром охлаждении), чем другие участки меча. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо заметна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону.
Некоторые кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности меча к определенной кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить весьма высококачественные клинки с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к использованию.
Варьируя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ние и ниои – характерные мартенситовые образования различного калибра).
За закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск – нагрев закаленного изделия в печи. При температуре около 200°C закаленная структура (мартенсит) приобретает пластичность, благодаря чему достигается необходимый баланс твердости и вязкости.
Примечательно, что хамон не обрывается в зоне острия как попало — последнее оформляется с великой тщательностью, также в особом стиле, характерном для различных школ и мастеров. Более того, закаленная зона в районе киссаки, именуемая «боши» (Boshi), является труднейшим моментом в технологической цепочке работы кузнеца-оружейника и одновременно — важнейшим показателем при оценке клинка. Отсутствие боши зело обесценивает предмет вне зависимости от его авторства, указывая на одну из двух возможных причин подобного безобразия: либо клинок «устал» от бесконечных заточек и полировок, либо — увы — он был обломан или обрезан спереди, после чего острие формировалось заново. Дополнительные термины в названиях форм ниэ-ниои те же, что и для хамон.
Термическая обработка – весьма тонкий этап в изготовлении катаны, и даже опытный кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, остается лишь выбросить неудачный клинок и приниматься за отливку новой заготовки.
Сочетание жесткого лезвия и эластичной основы придает металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту.
Полировка клинка
Клинок перед полировкой
После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сен – инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передает меч полировщику – тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок – сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.
Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, достигаемые исключительно благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия клинка, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков. Неопытные руки, неправильная заточка и полировка могут безвозвратно погубить меч.
Форма клинка
Изгиб меча (сон), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.
В пределах стандарта возможны множественные отклонения, зависящие отчасти от вкуса кузнеца и заказчика, отчасти от традиций конкретной кузнечной школы. Геометрия клинка диктуется и целью его применения: для сражения с противником в латах больше подходил клинообразный в сечении (и более прочный) меч, а в бою с незащищенным врагом эффективнее себя проявлял тонкий клинок, обеспечивающий хороший режущий удар.
Кузнец может наметить степень изгиба и его центр уже при ковке заготовки и подкорректировать их после закалки. Также меч может иметь равномерную толщину либо сужаться к концу, а сам конец (кисаки) может быть как длинным, так и коротким. Кузнец может придать рукояти меча (накаго) определенную форму, сделать заднюю часть лезвия округлой либо угловатой, выбрать форму линии закалки (хамон), а также определить структуру стали и ее оптику. На не закаленные участки меча могут быть нанесены бороздки и гравировки.
Встречающиеся дефекты клинков
Существует множество дефектов, возникающих при ковке или неправильной обработке. Следует различать фатальные дефекты, делающие меч непригодным к использованию, и некритические, которые поддаются исправлению и/или лишь портят внешний вид изделия.
Наиболее типичные дефекты:
Карасунокучи (からすのくち). Трещина в лезвии. Если трещина проходит примерно в параллельной плоскости, он делит закаленную и незакаленную части, и если это отражается на форме, то меч становится бракованным.
Синаэ (
撓え). Незначительные дефекты в местах изгиба, возникающие вследствие усталости материала на этих участках. Проходят как правило перпендикулярно к клинку в той части, которая сделана из незакаленной стали. Не считаются серьезными дефектами.
Фукурэ (
膨れ). Включения из окалины или угля, оставшиеся после складывания стали, в основном – погрешности сварки. Обнажаются вследствие полировки и смотрятся чрезвычайно некрасиво. Портят красоту и снижают качество меча.
Кирикоми (
切り込み). Зазубрина на задней части меча, возникающая при защите отбивом. Не является серьезным дефектом. В процессе полировки, если ее производит компетентный мастер, зазубрины по возможности устраняются. На старых сточившихся мечах их оставляют как свидетельство того, что меч использовался в бою.
Умэганэ (
埋め金). Сделанная кузнецом заплатка, закрывающая какой-либо дефект. Умэганэ делают также с целью скрыть внутреннюю сталь, начинающую проступать после частых полировок.
Хагирэ (
はぎれ). Появившаяся на линии закалки (хамон) зазубрина, а также сильный изгиб клинка может спровоцировать микроскопическую трещину – хагирэ. Зазубрина обычно хорошо заметна и не представляет большой опасности для меча, в то время как трещина, которую очень трудно разглядеть, является фатальным дефектом.
Хакоборэ (
刃毀れ). Грубая цилиндрическая зазубрина, проходящая хоть и не через закаленную сталь, однако часто являющаяся причиной трещины.
Хадзими (
はじみ). Матовые участки, возникающие после многократной заточки. Меч теряет свой блеск. Часто встречающееся, но неопасное возрастное явление
Ниои гирэ (
匂切れ). Возможны две причины данного дефекта: линия закалки на границе с незакаленной сталью не имеет четко обозначенных контуров, однако закалка стали произведена правильно. Хороший шлифовщик замаскирует этот недостаток. Либо – фатальный дефект, когда линия закалки в определенном месте клинка отсутствует, что свидетельствует о плохой закалке стали на этом участке и, следовательно, недостаточной закалке меча в целом.
Мицукаге (
水影). Потемневший участок, как правило на режущей кромке. Причиной может быть повторная закалка либо повторное охлаждение.
Синтэцу (
水影) (букв. «сердце металла»). Дефект от многократной полировки. Верхний слой стали, подчас всего в несколько десятых долей миллиметра толщиной, на определенном участке стерся, и под ним проступают нижние слои металла. В этом случае говорят про «усталость» меча (см. цукарэ).
Цукарэ (
疲れ) (букв. «усталость»)(не показан). «Похудевший» вследствие частой заточки меч. Если клинок интенсивно используется, он требует регулярной заточки, которая «съедает» материал. Одновременно с заточкой лезвия должна корректироваться путем шлифовки форма меча в целом, это делается для сохранения его формы и пропорций.
Сборка клинка
За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из магнолиевого дерева, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закругленными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (коигути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае они используются только для хранения меча.
В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустации. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) – он делается из шелка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.
В полном монтаже катаны имеются следующие металлические части:
хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надежную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
цуба (гарда)
сэппа (шайбы под цубой и над ней)
фути (муфта между цубой и рукоятью)
самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или другого морского животного)
цука-ито (шелковая, реже кожаная тесьма для оплетки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шелк)
мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплеткой)
касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, менуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.
В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когаи), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с ее помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплетка рукояти.
Боевые качества меча
Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.
Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.
Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.
Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта.
В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей
После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):
Национальное сокровище (кокухо).Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.
В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.
А теперь коротенько: как отличить катану японскую от "сувенирной"?
1. Геометрия клинка. Базовая, веками освященная форма сечения абсолютного большинства самурайских мечей — ромб. При этом боковая поверхность автоматически получает продольное ребро "синоги" весьма резких очертаний. Спинка также поднята "домиком", а в итоге мы видим ту самую характерную форму, которая буквально кричит нам: "Япония!" Толщина клинка в районе цубы не может быть менее 8 мм. Это классика, и не нам ее менять. То, что меч остается сравнительно легким, обусловлено сужением полосы к острию до 3-4 мм. Сечение клинка оригинальной катаны и современной реплики:
 2. Хамон — линия закалки. У подделки эта зона наводится химическим или механическим способом и становится в итоге либо светлее (что правильно), либо темнее остальной поверхности клинка: 

3. Киссаки - завершение острия. Теперь же восьмому чуду света присвоено даже имя: "стиль танто". Что ни обрубленный конец, то и "танто". И пускай сотни тысяч подлинных клинков завершаются скруглением "фукура" — кого это интересует? Традиционное "киссаки" требует ручной доводки, а тут можно обойтись простым фрезерным станком. Тот же вечный спор, в котором количество подъедает качество.
4. Цука - рукоять катаны. Беда в том, что традиционная оплетка в принципе не поддается механизации и должна выполняться индивидуально, особой тесьмой. Но мне еще ни разу не доводилось видеть по-настоящему качественного изделия. Это всегда синтетический шнурок, намотанный так, будто вышел из рук паралитика.
5. Цуба — гарда. Их словно специально избрали на роль жертвы для бесчеловечных опытов. Порой одолевает сомнение, видели ли авторы хоть один настоящий образец? Это ведь так просто — брать и делать точные копии из бронзы или железа. Единственный раз мне попалась на глаза современная цуба, очень близкая к подлинным. Будучи, кстати, японской, она представляла собой круглый стальной диск толщиной 3,5 мм, слегка прорезанный и декорированный стеблями лотоса. Поверхность была покрыта толстым слоем чистой меди, зачернена и лакирована. Но главное — окно накаго-ана имело ширину 8 мм вместо обычных пяти. А это говорит всего лишь о том, что клинок вполне традиционен. Приятно сознавать, что есть заповедный уголок, где хранят верность вековечным нормам. В остальных случаях на нашу долю остаются тоска и уныние. В силу неведомых причин теперешние цуба-ко глубоко презирают жалкие 3-4 мм толщины, столетиями служившие верой и правдой на полях сражений, полагая их недостаточными для грандиозности своих замыслов — 99% сувенирных цуб никак не тоньше 7 мм. Оно и понятно, цинк — не железо, может и сломаться. Если добавить канареечный блеск, приблизительность орнамента и неудаленный литьевой облой по стыку половинок формы, то вы получаете исчерпывающее впечатление о качестве массовой продукции "а-ля Восток".


Комментариев нет:

Отправить комментарий